изображение


Сейчас уже есть много разнообразных статей и уроков о том, как делать бесшовные паттерны, и гораздо меньше информации о том, как же сделать их красивыми и выразительными. Ведь паттерн это в первую очередь образец, которым заполняются бумажные, текстильные, керамические и другие поверхности. Исходя из этих задач, и поговорим о его красоте.


Паттерн подчеркивает плоскость поверхности

Первое, что отличает хороший паттерн, это то, что он органично ложится на запечатываемую плоскость. Не выворачивает ее, не ломает, а наоборот – подчеркивает ее, как объект. Это значит, что чехол для подушки с хорошим паттерном будет восприниматься в первую очередь как: «Классная вещь, она отлично впишется и оживит мой интерьер!» И лишь потом, и то не всегда, приходят мысли: «какая красивая графика, как красиво стилизованы эти ветки…»
Отличный пример – классика скандинавского дизайна – компания Маримекко и ее маки. Графика паттерна очень лаконична, но какие потрясающие дизайнерские объекты с ней получаются!

кресло кеды посуда


Понять эту особенность сразу бывает трудно, для этого нужно учиться смотреть на шаг вперед, точнее, даже на два: сперва думаем о том, как наш паттерн будет размножен на горизонтальной плоскости, а дальше еще и о том, как это полотно будет работать на объемных предметах.


В паттернах неуместны веб-эффекты

Главное, за счет чего достигается такой эффект органичности рисунка – его плоскостность. Это значит, что тени, свечения и градиенты практически исчезают из набора эффектов художника по тканям. Все тени и блики с избытком создаст реальный интерьер, напечатанная тень в своей выразительности настоящей проиграет всегда.
Здесь можно посмотреть, например, работы Georgiana Paraschiv, художницы и дизайнера из Бухареста. Максимально простая графика обретает всю силу своей выразительности на предметах:

сумка чашка подушка


Цельность графики паттерна

Второе важное качество для того, чтобы паттерн хорошо ложился на поверхность – цельность графики. Это значит, что весь паттерн должен восприниматься как единое целое, не должно возникать кричащих отдельных пятен, линий, цветов. И даже если вы используете крупный акцент или яркий цвет – они должны органично вписаться в графику в целом и восприниматься в ней, а не «выпрыгивать» из композиции на зрителя, иначе именно эти объекты окажутся тем, что будет разрушать форму подушки, покрывала или штор.
Пример из моего любимого скандинавского дизайна— шведская компания Kinnamark. В ней не боятся яркий пятен и интересных форм, так как все они органично вписываются в общий дизайн:

штора штора штора


Работа с фоном, как с объектом

Если попытаться на практике применять эти правила, то интуитивно или сознательно, можно прийти к тому, что одно из ключевых качеств хорошего паттерна – это гармоничное и интересное взаимоотношение фона и графики. Если сперва фон – это просто место, где мы размещаем наши графические объекты, то дальше все становится интереснее. Фактически, чтобы наш паттерн смотрелся цельным, чтобы объекты не выскакивали, для всего этого нужно освоить работу с фоном.
Что я имею ввиду? Давайте посмотрим на эти примеры. Это потрясающие, сделанные вручную (!) паттерны Уильяма Морриса в 19 веке.

узор узор узор


А теперь посмотрим на них же, но чуть иначе:

узор узор узор


Я специально убрала все нюансы цвета и линий, они придают красоту и оригинальность, но даже без них его работы на текстиле выглядели бы отлично. Посмотрите, здесь мы видим только формы графики. Теперь сделаем еще один шаг: посмотрите не на белую графику, а на контрформу – на черное. Именно контрформа, созданная из фона, делает этот паттерн – завершенным текстильным объектом. Рисунок не налеплен сверху, напротив, сам фон здесь – ключевой графический объект. Он очень интересной формы, выразительный, равномерно распределенный по форме квадрата.

Вся графика при такой работе с фоном становится очень убедительной. Даже если мы убираем цвет и наложения, но оставляем только контрформу, хороший паттерн продолжает работать. Потому что главную свою задачу он выполняет – связывает фон и графику в единое целое, которым, как кружевом, потом можно покрывать трехмерные объекты.
Кстати, кружево еще одна удачная метафора для пояснения по работе с фоном: в кружевных салфетках пространство между нитками и создает всю красоту. Также и здесь – фон паттерна – это те самые пустоты в салфетке, и какие бы сложные узлы мы не вязали, служат они для красоты между ними.

В заключении покажу чудесные и наглядно демонстрирующие все приемы, о которых я рассказала, работы Marthe Armitage, которая печатает свои обои на ручном станке в собственном доме, а известны они уже по всему миру.

узор постеры постеры


Я желаю Вам видеть и создавать красоту вокруг себя!
Мой блог: http://vk.com/silmen_illustration