Вассерман: "Я постоянно критикую современную концепцию "интеллектуальной собственности"

'Я постоянно критикую современную концепцию 'интеллектуальной собственности', указываю на её опасность для развития человечества. Тем не менее мои (и моих адвокатов) действия в данном случае опираются именно на эту концепцию. Таким образом я при любом решении суда оказываюсь в выигрыше. Либо пресеку коммерческое распространение моих изображений без моего ведома, либо суд обнаружит в 'интеллектуальной собственности' очередной дефект, что ускорит пересмотр этой вредной юридической фикции.', - именно так один из самых известных эрудитов Анатолий Вассерман в своем ЖЖ объясняет  обращение в суд с исковым заявлением против компании 'Мэриджейн',

Компания Мэриджейн с прекрасной репутацией, спустя 9 лет существования осмелилась выпустить футболку с надписью 'ONOTOLE' и изображением человека с третим глазом во лбу и общими чертами лица, которые теоретически могут ассоциироваться с образом А. Вассермана.  (http://awas1952.livejournal.com/903934.html)
 

Исковое заявление составлено одним из самых известных игроков клуба 'Что? Где? Когда?', выпускником и преподавателем (факультет повышения квалификации судей) Российской академии правосудия, адвокатом и доверенным лицом А. Вассермана - Ильей Новиковым.
 

Для любого простого человека, мнение выказанное людьми с очевидно крайне высоким уровнем интеллекта, воспринимается в буквальном смысле, как аксиома.
 

Соответственно, отказ суда в удовлетворении заявленных исковых требований, при такой ПиаР компании, развернутой А. Вассерманом и И.Новиковым, безусловно станет следствием укрепления общественного мнения о том, что у нас, как минимум не правильные законы, а как максимум не правильные суды...


А имеются ли основания полагать, что исковые требования останутся без удовлетворения?

Для ответа на данный вопрос достаточно изучить содержание искового заявления и рассмотреть его через призму действующего законодательства.
 

Иск, по сути состоит из трех частей.

Часть  первая - А.Вассерман считает, что  сочетание букв 'Онотоле' может использоваться только с его разрешения.

Цитата из искового заявления: 'Псевдоним 'Онотоле' используется А.А. Вассерманом и широко известен публично.'.

Иные аргументы,  которые по мнению А. Вассермана и И.Новикова указывают на наличие исключительных прав, в исковом заявлении не содержаться.

   Согласно ч. 1 ст. 19 ГК РФ,  гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

В случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя).

 Из данной нормы следует, что понятие «имя» и понятие «псевдоним» являются отдельными друг от друга правовыми институтами, имеющими самостоятельное правовое регулирование и отличный друг от друга порядок реализации.

 Согласно ч. 5. ст.  19 ГК РФ, на которую ссылается А. Вассерман и И.Новиков,  вред, причиненный гражданину в результате неправомерного использования его имени, подлежит возмещению в соответствии с настоящим Кодексом.

   При искажении либо использовании имени гражданина способами или в форме, которые затрагивают его честь, достоинство или деловую репутацию, применяются правила, предусмотренные статьей 152 настоящего Кодекса.

В данном случае, речь идет об ответственности за неправомерное использование ИМЕНИ, а не псевдонима, который именем не является.

Само имя А. Вассермана, а равно как и его фамилия не использовались.

 

Использование псевдонима осуществляется исключительно в порядке и случаях предусмотренных законом, а именно:   

-  Использование и опубликование авторского произведения (ч. 1 и ч. 2 ст.1265 ГК РФ);  

- Обеспечение безопасности потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц при проведении следственных мероприятий (ч. 9 ст. 166 УПК РФ.)

- Обеспечение безопасности участников судебного процесса при размещении в сети Интернет текстов судебных актов (ч. 3 Ст. 15. ФЗ 'Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ');

- Идентификации абонента (Ч. 1. Ст. 54 ФЗ 'О связи'); 

- Отражения сведений сертификата ключа соответствия (ч. 1 ст. 6 ФЗ 'Об электронной цифровой подписи');

- Реализации права журналиста при распространении сообщений и материалов (ч. 12 ст. 47 Закон РФ 'О средствах массовой информации').

А. Вассерманом и И.Новиковым не представлено доказательств, подтверждающих факт использования псевдонима «Онотоле» в рамках существующего правового поля, т.е. А. Вассерман и И.Новиков не представили доказательств, что в данном случае сочетание букв «Onotole» является его псевдонимом, который он использует в соответствии с одной из перечисленных норм, а следовательно право не может считаться нарушенным, если у гражданина отсутствуют основания для его возникновения.
 

Необходимо отличать правовое понятие термина «псевдоним» от литературного или технического.

С правовой точки зрения «псевдонимом» является использование вымышленного имени по основаниям, предусмотренным законом, а с литературной и технической точки зрения термин «псевдоним» имеет более широкое толкование, например - в сети Интернет для аутентификации пользователя вводится параметр «Имя пользователя» (логин).

'Имя пользователя' в используемое в сети Интернет ни одной нормой закона не приравнено к правовому понятию «псевдоним».

Лицо использующее вымышленное имя по основаниям, не предусмотренным законом, не может обладать какими-либо исключительными правами на данное вымышленное имя.

Законом не установлен запрет и (или) ограничения на использование имени пользователя в сети Интернет при производстве и реализации товаров.

Можно предположить, что 'право на псевдоним' возникло у А. Вассермана с того момента, как он начал публиковать под данным псевдонимом статьи, но в данном случае речь не идет о статьях, либо об иных объектах, которым предписывается авторство А. Вассермана.
 

Часть вторая - А. Вассерман и И. Новиков считают, что даже при наличии третьего глаза на лобной части лица человека изображенного на футболке, его теоретическое сходство с чертами лица А. ВВассермана, является не чем иным, как не законным использованием образа.


Цитата из искового заявления: '... Футболка со стилизованным портретом А.Вассермана...'

К большому сожалению, сам А. Вассерман и И.Новиков в суд не пришли, а участвующий в судебном заседании представитель, не смог дать внятных объяснений, по каким причинам изображенной человек является именно А. Вассерманом, а не  Владимиром Евгеньевичем  Чуровым, Артуром Николаевичем  Чилингаровым, Алексем Венедиктовым, Николаем  Андреевичем Римским-Корсаковым, Германом Стерлиговым, Дмитрием Менделеевым, Чарлзом Дарвином, Зигмундом Фрейдом, Огюстом Роденом, Анри Матиссом, Ричардом Столманом, Карлом Марксом, Билли Гиббонсом и Дасти Хиллом (солисты группы ZZ TOP), Санта-Клаусом (без колпака), Карабас-Барабасом, индийским Садху, древнегреческим богом Нептуном и т.д.

Нельзя оставить без внимания, что изображенный в районе лба третий глаз, вообще ставит под сомнение, что на текстильном изделии изброжен человек.

Представитель А.Вассермана пояснил, что он полностью уверен, что на футболке изображен именно А.Вассерман и  выразил свое мнение об отсутствии необходимости в проведении судебной портретной экспертизы.

Однако, после доходчивых разъяснений о том, что его личное мнение доказательством по делу являться не может, а убеждение суда в своей правоте является именно его процессуальной обязанностью, позиция представителя А. Вассермана изменилась и он согласился с необходимостью проведения экспертизы и даже выразил готовность ее оплатить.
 

Часть третья - А.Вассерман просит суд взыскать в его пользу 500.000 рублей в качестве компенсации убытков в форме упущенной выгоды.
 

Цитата из искового заявления: 'Произвести точный расчет убытков истца в форме упущенной выгоды, вызванных нарушением ответчика, не представляется возможным. В соответствии со сложившейся практикой, истец находит правильным просить суд  взыскать с ответчика компенсацию за использование изображения, имени и псевдонима истца исходя из принципа соразмерности компенсации допущенному нарушению.'
 

Затруднительно понять на «существующую практику»  какой страны ссылаются А. Вассерман и И. Новиков.

Не менее странным выглядит предложение определить сумму упущенной выгоды не на основании каких-либо расчетов, а на основании «принципа соразмерности компенсации допущенному нарушению».

Сложно даже предположить в каких единицах А. Вассерман и И. Новиков  измеряют «соразмерность нарушения» и по какому 'курсу' определяется рублевый эквивалент.

Возможно, это завуалированное предложение по внедрению в законодательную систему нового правового института, а чем это является на самом деле, в конечно итоге определит суд.

 

Подводя итог изложенному, можно сказать, что А. Вассерман и И. Новиков выбрали весьма странный способ привлечения общественного внимания к вопросам особенности охраны и защиты 'интеллектуального права'.


Мнение А. Вассермана о том, что 'суд обнаружит в 'интеллектуальной собственности' очередной дефект, что ускорит пересмотр этой вредной юридической фикции.', не менее сомнительно, чем основания отраженные в исковом заявлении, т.к. 'обнаружение дефектов' в законодательстве не входит в компетенцию районных судов общей юрисдикции.
 

При таких обстоятельствах возникает мнение о том, что той самой 'юридической фикцией' в данной ситуации является вовсе не то о чем говорит, А.Вассерман, а скорее, то, что он говорит и о чем пишет в исковом заявлении.
 

В любом случае, нельзя не понимать, что привлечение внимание общественности и чиновников, в чью компетенцию входят полномочия по изменению законодательства, должно осуществляться совершенно иным путем и обращение в суд с исковым заявлением подобного содержания скорее усугубит ситуацию, чем станет следствием ее исправления.

Конечно, говорить об однозначности содержания решения суда по этому делу, пока преждевременно, но если суд согласиться с указанными выше доводами, то каждый прочитавший данную статью будет знать, что проблема не сколько в действующем законодательстве и судебной власти, а в том что известный эрудит - А.Вассерман и его доверенное лицо И. Новиков – юрист и преподаватель факультета повышения квалификации судей не смогли надлежащим образом дать правовую оценку обстоятельствам.

 

Комментарий юриста Подольский И.М. www.nevinoven.com


По теме Дизайнеры сообщества Maryjane.ru стали объектом преследования Анатолия Вассермана