Креативность завоевала себе мировую популярность, и это не может не радовать, ведь без неё многие современные идеи, научные и технические разработки, веяния моды, произведения искусства и т.д. остались бы не только не реализованными, но и вообще могли бы не родиться в сознании людей.
Обладать креативностью и творческим видением сегодня необходимо обладать в любой сфере, ведь если раньше эти вещи были присущи, людям, деятельность которых связана непосредственно с творчеством, то сегодня они являются неотъемлемыми атрибутами практически каждого человека, независимо от рода его занятости.
Однако загвоздка состоит в том, что представление о креативности у людей может быть совершенно разным. И нередко оно связано с мифами, не только искажающими реальное представление о ней, но и становящимися серьёзными барьерами на пути её активизации, развития и применения в жизни. И чтобы мы могли всего этого избежать, такие мифы необходимо развенчивать. Этим мы и займёмся далее.
Что же это за мифы?
Миф №1: «Я не обладаю креативностью»
Креативность отнюдь не является каким-то особым талантом или даром. Да, некоторые люди предрасположены к творчеству более других, но, на самом деле, креативностью обладает каждый человек.
Для развития креативности человеку необходимо избавиться от рамок, которые он сам для себя создал, другими словами, выйти из «зоны комфорта». Нужно начать воспринимать себя как креативную, творческую личность. И в этом нет ничего сложного, т.к. любой из нас постоянно что-то творит, пусть и не осознаёт этого. Совершенно простые вещи, такие, к примеру, как перестановка в квартире, поиск бюджетного способа ремонта бытовой техники или авто – всё это вынуждает нас быть креативными и придумывать нечто новое.
Примите во внимание тот факт, что вы не просто время от времени являетесь креативным человеком, но являетесь им три, четыре, а то и десять раз в день!
Миф №2: «Есть только одна форма креативности»
Огромное количество людей совершает большую ошибку, приравнивая всех людей к одному знаменателю креативности. Но, подумайте, была ли креативность, например, Микеланджело Буонаротти и Томаса Эдисона одной формы? Микеланджело писал картины и проявлял одну форму креативности, а Эдисон был изобретателем и проявлял другую.
Каждый человек уникален в чём-то «своём», и каждый способен творить по-своему, со своим индивидуальным почерком. Креативность каждого из нас различна так же, как отпечатки пальцев и радужка глаза, поэтому нужно найти то, в чём сможете проявиться именно вы.
Миф №3: «Все креативные люди – не от мира сего»
Если посмотреть повнимательнее на каждого из своих друзей или родных, можно отыскать немало того, что можно было бы назвать «странным» или «чудаковатым». Но мы принимаем их такими, какие они есть, а сами их «странности» не мешают никому жить. Так что же говорить о креативных людях?
Есть истина, которая заключается в том, что в процессе творчества люди испытывают состояние счастья. И пускай творческие люди кажутся кому-то более странными, чем они сами или их родные – в этом нет ничего плохого, просто эти странности проявляются в большей степени, и обращены наружу, т.е. выражаются в творчестве. Отсюда и вывод: как можно креативных людей назвать «нормальными», так и всех остальных людей можно назвать «странными».
Творчество – это всегда выход за рамки принятых норм и устоев. Выходите за них как можно чаще!
Миф №4: «Креативности нельзя обучиться»
Важно понять, что любой человек является уникальным, и что каждый обладает огромным творческим потенциалом, который очень часто может быть скрыт. Это называется скрытыми резервами личности.
Но раскрыться человеку мешают его личные ограничения – именно они преграждают ему путь к творческому прорыву. Креативность – это навык, которому можно обучиться, и который можно развивать. Для этого необходимо выполнять соответствующие упражнения, которых на сегодняшний день существует великое множество, от самых простых до суперсложных. Нужно найти их и начать выполнять, а результат не заставит себя долго ждать.
Миф №5: «Креативность неуправляема»
Говорят, что креативностью нельзя управлять, но это является глубочайшим заблуждением. Такие корпорации как «3M» и «Google» уже давно практикуют управление креативностью посредством метода «активного неуправления». Сотрудники компаний имеют возможность, находясь на своих рабочих местах, заниматься тем, что им нравится более всего. А работники компании «Facebook» во время специальных марафонов занимаются тестированием своих собственных новых идей.
Корпоративная культура в этих организациях поощряется, а люди, проявляющие любую форму креативности, всегда поддерживаются и вдохновляются руководством, благодаря чему как сотрудники, так и сами компании достигают огромных успехов.
Миф №6: «Я уже не в том возрасте, чтобы становиться креативным»
Общество восхваляет молодых талантов, вундеркиндов и учёных за привнесение новых и необычных идей. Но разве не способны на открытия и инновации люди, пусть только начинающие развивать в себе креативность, но уже обладающие солидным жизненным опытом, пониманием жизни и мира? Результат может превзойти все ожидания.
Множество людей внесли огромный вклад в науку и культуру, будучи уже, как говорится, «в годах». Чем взрослее человек, тем более глубоко он понимает суть вещей. И не стоит говорить здесь о том, что мозг уже стар – научные исследования показали, что мозг является нейропластичным, т.е. изменяется, согласно текущим требованиям. Помните: у креативности нет возраста.
Миф №7: «Креативность является врождённой»
Да, действительно, мы уже упоминали о том, что некоторые люди генетически предрасположены к творчеству. Но у таких людей креативность просто более развита, чем у других, а вообще, с ней рождается каждый. Однако более интересно другое: врождённая креативность может так и остаться неразвитой, а вот если человек серьёзно увлечён чем-то, т.е., как говорят, «горит идеей», он способен развить свой творческий потенциал до немыслимого уровня.
Множество звёзд шоу-бизнеса, деятелей политики, науки и культуры являются более увлечёнными, нежели одарёнными людьми, но это отнюдь не мешает им быть успешными, популярными и преуспевающими. А аморфные и ленивые люди, обладая даже высоким IQ или креативностью, так и остаются у себя на диванах, не имея запала и желания работать и расти.
Миф №8: «Креативность – это уже «пройденный этап»
Есть одно правило: «Креативность в цене в любые времена». Чтобы производить эффект и давать результаты, ей совершенно необязательно соответствовать какому-то времени. Кроме того, она не обязана быть революционной, ведь во многих случаях её задачей является лишь подтолкнуть человека или людей к чему-то.
Собирая в одно целое небольшие крупицы изменений, произведённых в разное время, в итоге можно прийти к фантастическому скачку вперёд, и важна креативность абсолютно на каждом этапе, так что, «пройденным этапом» назвать её уж точно никак нельзя.
Миф №9: «Креативность – прерогатива гениев»
Существуют люди, которые уверены, что креативность доступна лишь незаурядным натурам. Но стоит только вспомнить, что множество великих открытий и гениальных идей было предложено людьми со «средними показателями», как вышеупомянутое мнение само собой отходит на второй план.
Важно и нужно быть не гением, а разносторонне развитым человеком, обладать знаниями, пусть и непрофессиональными, но во многих областях. Эти знания можно совмещать и применять для развития своего собственного творческого начала и каких-то идей. Удобно это ещё и тем, что таким образом человек способен найти подходящий именно для него вариант развития креативности, род деятельности и образ жизни.
Миф №10: «Креативностью правят деньги»
Мнение о том, что креативность находится под властью денег, неверно. Взять хотя бы тех людей, которые до полуночи проводят за станком в танцевальной студии, за письменным столом или сутками не вылезают из лабораторий – они делают это не за материальное вознаграждение, а за возможность достичь цели и реализовать свою мечту. Креативность управляется не деньгами, а приверженностью своему делу.
И подводя итог данной статье, остаётся лишь добавить, что не важно, о чём идёт речь – креативности или чём-либо другом – никогда не нужно ориентироваться на мнение окружающих людей и верить в то, что ещё не проверено на личном опыте. Если вы хотите стать креативными – становитесь ими, верьте в себя и развивайтесь. И пусть никакие мифы не станут для вас преградой на пути к тому, чего вы желаете!