«Интереснее придумывать что-то свое, пусть даже в каких-то рамках» Интервью с дизайнером: Fevrony

Лера Матросова коммерческий директор maryjane.ru

Я взяла интервью у известного иллюстратора Fevrony - Татьяны Задорожной. Инстаграмм Тани насчитывает 39 200 человек. Ее работы сегодня можно встретить не только в интернете, но и в магазинах, на обложках книг, в социальной рекламе и т.д. Каждая работа особенная, необычная, она цепляет с первого взгляда. Цель интервью – познакомиться с автором и показать, как важно найти свой стиль, как можно работать с надписями в принтах, насколько они могут быть самодостаточными, и что необязательно использовать замысловатую технику, чтобы привлекать внимание аудитории.


– Скажи, с какой идеи начиналась серия иллюстраций с этими существами, животными?

Татьяна Задорожная Fevrony

– Начинала я их рисовать акварелью, а не цветными карандашами. Черный контур плюс акварель - через какое-то время я поняла, что это не очень удобно. Карандашами будет лучше. Они немного видоизменялись с 2005 года, но не сильно. Ну, а истории в разное время появлялись, есть персонажи, которые кочуют из картинки в картинку. Но большая часть - это разовые иллюстрации. Я беру историю и идею и рассказываю ее таким образом. Без наворотов.


енот лиса и иннокентий

– Скажи, был ли выбор между рукописными и типографскими шрифтами для надписей?

– Нет, я люблю все делать от руки. Бывают случаи, когда я рисую сразу в Photoshop, если нужны картинки в чистых цветах. Когда 2-3 цвета, то понятно, что я не буду делать это от руки, но я слишком люблю все делать на бумаге, поэтому идеи использовать типографские шрифты у меня даже в мыслях не было. Это смотрится очень искусственно.


Если картинка живая, нарисованная от руки, а надпись к ней типографским шрифтом набрана, то сразу возникает диссонанс.

– С животных начиналась вся история, а сейчас ты еще что-то рисуешь, есть ли новые заказы? Правильно ли я понимаю, что эти герои стали трамплином для творчества? Ты используешь их в коммерческих заказах?

– Коммерческие заказы можно условно разделить на рекламные иллюстрации и корпоративные подарки. Это могут быть такие коммерческие штуки, как книжки или статусы для рабочего стола, то, что идет на продажу или подарки - кружки, блокноты. Но в принципе, что бы это ни было, я везде рисую примерно то же, что и обычно. Герои, как правило, одного плана, истории в похожем духе. Но не точно такие же, как те, что я рисую исключительно для себя и выкладываю в инстаграм.

уважительные причины Обед

– Всегда ли заказчики понимают, как будет выглядеть готовый продукт твоего творчества?

– Безусловно. Люди, когда хотят что-то заказать, какие-то картинки, они прекрасно представляют, что я рисую, и что они хотят получить. Но я всегда использую в работе только свои идеи. Мне говорят, к примеру, что конечный результат должен быть такой – нужна книжечка, где будет весело рассказано о том, чем мы занимаемся. Дальше я уже сама придумываю. Всего пару раз были странные истории, когда люди мне предлагали нарисовать для них что-то такое, что я в принципе не рисую никогда. Приходилось отвечать что-то в духе: «Я тогда не понимаю, для чего Вам нужна я, есть куча людей, которые сделают это с большим удовольствием и гораздо лучше, чем я». Или говорят: «Есть чужая идея и тебе нужно под это подогнать своих персонажей, стиль надписей и прочее». Но и в этом случае получается искусственно, на мой взгляд.


Не очень интересно реализовывать чужие идеи, гораздо интереснее придумывать что-то своё, пусть даже в каких-то рамках.

– Скажи, а после того, как ты начала рисовать и выкладывать иллюстрации в соцсетях, были ли у тебя комментарии от коллег по цеху – художников, дизайнеров, иллюстраторов? Если да, то о чем они обычно пишут?

– У меня не так много знакомых иллюстраторов, художников и прочих людей, которые рисуют, хотя в последнее время их больше. Вообще, мне в основном пишут что-нибудь милое и приятное, и какое-то время меня напрягало, что пишут только хорошее. Это ненормально, когда тебе не пишут «научись рисовать» и все такое, если ты рисуешь ужасно. Картинки начали распространяться в интернете на развлекательных сайтах и если там смотреть на комментарии, то находятся люди, которые обязательно напишут: «Тебе нечем заняться», «Моя дочка 5 лучше рисует», «Что курил автор», и советы на тему, что надо к доктору, надо замуж. Народ как-то так выплескивает негатив и непонимание.

йети рожици

– Бывает ли конструктивная критика?

– Очень жаль, но какой-то конструктивной критики очень мало. Т.е., люди либо вообще никак не реагируют, если им не нравится, либо напишут гадость. А так, чтобы написать вещи, которые можно принять к сведению, и подумать, что да, действительно, вот так лучше было бы сделать - практически вообще не бывает. Но я бы не отказалась, конечно, чтобы люди, которые могут сказать что-то важное и нужное, говорили это.

– Получала ли ты дополнительное образование на тему рисунка или ты самоучка?

– У меня вообще нет в принципе никакого художественного образования. Да, единственное, что три года назад я попробовала походить на занятия в местную худ. школу. Была группа взрослых, с которыми занимались по выходным по программе худ. школы, но очень сокращенной. И я какое-то время туда ходила, а потом, к сожалению, у меня не стало получаться по времени, и я прекратила. Но я бы с удовольствием получила бы художественное образование. Может, когда-нибудь я поучусь еще такому классическому, академическому.

– Ты рисуешь еще какие-либо иллюстрации с художественным смыслом, продуманные, со сложными образами?

– Я бы сказала, что все рисую со смыслом. Если ты спрашиваешь, рисую ли я в каком-либо другом стиле сейчас - абсолютно нет. Какое-то время до этого, я рисовала пейзажи, фантастических персонажей, что-то совсем из другой оперы. А потом я придумала делать вот так, и мне это очень понравилось, и я рисую в таком стиле. У меня чисто физически нет времени рисовать как-то по-другому.

– Когда ты смотришь на работы других иллюстраторов, возникает ли у тебя желание приписать что-нибудь к ним? Изменить надпись, шрифт?

– Наверное, нет, не возникает. Иногда, когда я вижу картинки с подписью, бывает, хочется поменять слова или местами переставить. Чтобы картинка с подписью смотрелась хорошо, нужно помимо прочего, чтобы подпись легко читалась. Чтобы не спотыкаться, когда читаешь.


Иногда прекрасная картинка и идея, но три раза споткнешься, пока прочтёшь, что под ней написано.


Машинально хочется там какие-то изменения внести. Ну, а если просто картинка, то мне не хочется к ней ничего подписывать обычно. Когда я придумываю, я не придумываю подпись и картинку отдельно, я придумываю сразу идею, которая включает в себя и подпись, и картинку. Соответственно, картинка без подписи смотреться не будет, ну и подпись без картинки будет совсем не так смотреться.

жизнь не балует иннокентий видит цель мариванна

– Последний вопрос. Когда ты смотришь на свои иллюстрации, возникает желание что-либо еще добавить, домик там дорисовать сзади или лес? Есть ли соблазн дорисовать композицию полностью?

– Я не люблю каких-то лишних деталей, потому что непонятно для чего они. По идее, каждая часть картинки должна нести смысл, иначе не понятно, зачем она нужна. Поэтому я выбираю или совсем минимализм, например, персонаж один и фон или что там ему нужно еще для того, чтобы история случилась. Я бы, конечно, хотела периодически рисовать большие картинки с кучей деталей. Я обожаю такие вещи, когда картинку можно очень долго разглядывать. Когда ты не все с первого раза увидишь и можно долго сидеть изучать, где там чего, кто где спрятался, какие-то новые интересные штуки опять находить. Но опять же, возвращаясь к тому, что я уже говорила, это очень затратно по времени, нужно несколько дней. Но я такие вещи люблю, я надеюсь, что в каком-нибудь не очень далеком будущем я сделаю что-то, книжку, а может не книжку, которая получится супер детализированная. Со всем чем угодно. Те вещи, которые я делаю сейчас, в основном в них мне кажется это лишнее. Оно не несет никакого смысла, просто фон прорисованный, в него добавляется смысл, если там что-то спрятано и надо присмотреться. Этот фон должен быть чем-то обоснован.

– Раскажи о своем опыте работы для социальной рекламы. От себя лично хочу выразить уважение за эти иллюстрации, участие в таких проектах позволяет ощутить себя носителем культуры с возможностью влиять на нее.

Да, я рисовала социальную рекламу для благотворительного собрания «Все вместе», объединяющего московские благотворительные организации. Катя Бермант, которая является директором фонда «Детские сердца», на момент нашего знакомства также была директором «Все вместе». Она мне написала, мы встретились, познакомились, объяснила задачу. Идея была такая - нужно было придумать плакаты с социальной рекламой, в которых для людей понятно, не нудно и без морализаторства объяснялась бы простая мысль, что если каждый сможет делать ежемесячные пожертвования в сто рублей в благотворительный фонд, то в конечном итоге это спасет чью-то жизнь и не одну. Когда мы разово жертвуем, по случаю, увидели, например, ребенок попал в беду или чем-то болен, все поахали-поахали, сколько-то денег перечислили и ребенка спасли. Но разовыми всплесками тяжело спасти большое количество людей. А ежемесячные, но маленькие выплаты в конечном итоге дают гораздо больше эффекта. Идея была такая и я в итоге придумала эту соц. рекламу. Она называется «Привычки». Там плакаты, их всего 30 разных, но пока всего часть из них висела в Москве на остановках и баннерах. Плакат состоит из 2-х частей, в верхней части описана какая-то смешная или дурацкая привычка. Например, Михаил подкидывает маленького хомячка, это раздражающая привычка. А в нижней части на всех баннерах привычка одна и та же – «Мария каждый месяц перечисляет в фонд 100 рублей. Эта привычка, которая может спасти чью-то жизнь». Такой вот рефрен на каждом плакате снизу, а верхние привычки все разные. Предполагалось, что люди смотрят на плакат, улыбаются, проникаются этой идеей и начинают перечислять ежемесячно в фонды.

благотворительность благотворительность

– Идея была твоя полностью?

– Да, плакаты придумала я. Не знаю, насколько это глобально улучшило ситуацию, но мне периодически пишут люди о том, что видели мои плакаты, прониклась и теперь перечисляют в фонд помощь. Это всегда очень приятно, ты понимаешь, что работал не зря. И, собственно, с того времени я начала для «Детских сердец» рисовать. Специально под их благотворительные акции картинки для футболок. Они сотрудничали с МЖ по этим акциям.


Fevrony на maryjane.ru

instagram