Градиент и полутона при печати футболок шелкографией

Что же такое полутона применительно к шелкография на футболках?
 

С самого начала: Полутон (градиент) – это плавный переход цвета от насыщенного к менее насыщенному или от темного к светлому. При печати шелкографией это точки, которые создают видимость плавного перехода цвета. Для примера, возьмем градиент, как мы видим его на мониторе компьютера и при печати. При многократном увеличении мы получим вот такую картинку. Чем меньше точка и чем она отдаление от других точек, тем изображение будет светлее, и наоборот.

При выводе фотопленок (фотопленки или фотоформы – это пленки, с которых изображение засвечивается на печатные формы), графика, которая содержит полутона, превращается в нечто подобное, если посмотреть с близкого расстояния:

Но если отдалиться, то мы увидим привычное глазу изображение, (в особенности приятное глазу при печати на белой футболке):



Принты, которые содержат много переходов цвета, фотографии, акварель, дизайны в которых больше 6 цветов называются полноцветными и печатаются четырьмя красками - CMYK. При выводе фотопленок изображение растрируется и на каждый цвет выводится своя пленка. При растрировании как раз и создаются эти самые точки, которые образуют при печати переходы цветов, точки размещаются в определенной последовательности, позволяющей получать качественные отпечатки различных изображений.

При печати одноцветного полутонового изображения на футболках можно увидеть, что точки располагаются в линию и под углом. Для каждого цвета задается определенный угол, делается это для того, чтобы при печати полноцветного изображения, когда совмещаются все четыре краски, точки разных цветов не накладывались одна на другую, а стояли рядом.

При сильном увеличении можно увидеть, что соседние точки полностью сливаются, образуя геометрические фигуры – эллипсы или многоугольники, размер которых и задаёт насыщенность цвета в данной точке.

При выводе фотопленок можно изменять угол, частоту и форму этих точек, чтобы увеличить или уменьшить плавность перехода и получать более четкое изображение.

На самом деле, это работа не для креативщика, а технического дизайнера, который должен подготовить макет к печати, однако, понимая, с чем имеете дело, и тесно работая со специалистами пре-пресса можно добиться намного лучших результатов.

К примеру, на при печати на футболке «Эйнштейн» изначально в макете присутствовали 4 цвета, то есть должны были печататься сначала белый цвет как самостоятельно присутствующий в макете, так и в качестве подложки под все остальные цвета, т.к. футболка черная. В результате получается толстый слой краски, который не всем нравится. Было принято решение заменить серый цвет на белый растрированный, а там где должен быть темно-красный - не печатать подложку, итого вместо четырех красок мы использовали всего две.
В результате мы имеем более тонкий слой краски на футболке, сокращение времени на печать и снижение себестоимости.

Основные моменты которые нужно знать печатнику, при печати градиентов шелкографией на футболках:

 

Сетки, и размер ячейки: На самом деле, плавность градиента и четкость изображения зависят не только от размера растровой точки, но и от используемых печатных форм. Для печати используются специальные сита – рамы, на которые натянута полиэстеровая ткань. Основная характеристика сита - его номер. Номер означает число ниточек на квадратный сантиметр, чем меньше значение, тем больше ячейка и тем больше слой краски пройдет через нее. Для градиента, требуется минимальная ячейка, т.к. при малом размере ячейки, которая не пропустит много краски, и точки не будут размазаны по изделию и не сольются в одно пятно. Обычно для печати градиента и полноцветных работ используют номера сит от 120 до 160, более грубые номера (от 40 до 90) идут для печати плашечных изображений и подложек.

Смешивание плашки и градиента одного цвета: Если в вашем дизайне цвет покрывает большую поверхность, являясь одновременно и плашкой и градиентом, то при подготовке изображения к печати и выбора сита, возникает диллема: выбрав 'тонкую сетку' (120-160), мы не сможем добиться плотного покрытия краской изделия в местах 100% запечатки и соответственно малую контрастность; если применить 'толстую сетку' (40-90), то изображение будет ярким и контрастным с хорошим покрытием, но красивый полутон тут не получится, скорее всего он будет размыт. На среднем значении ячейки, можем не выехать не туда и не сюда. В этом случае градиент и плашку нужно разделять как на два отельных цвета и печатать с двух рам. Конечно это увеличивает стоимость печати, однако результат стоит того. Т.е. плашки печатаются на более крупном сите, а градиенты на мелком сите.


Печать на темных тканях. При печати футболок на темных изделиях используется подложка, чтобы цвета не проваливались в структуру ткани, сохранили четкость тонких линий и остались яркими и контрастными. Обычно это белый, светло-серый цвет или другой цвет, в зависимости от используемых в дизайне цветов. Подложка закрывает большую область краской и печатается обычно на крупной сетке (40-80). Градиент печатается по подложке.

 

Несколько советов, которые позволят предварительно подготовить Ваш дизайн к печати:

Если Вы работаете в векторной программе, удостоверьтесь, что все Ваши цвета (включая градиенты) находятся в цветах PANTONE, а цветовая схема в документа должна быть CMYK. Это включает использование белого PANTONE для градиентов, которые идут от цвета до белого. Когда Вы готовите Ваши художественные работы, мы должны будем преобразовать все цвета RGB/CYMK в PANTONE, и нам будет очень приятно, если отпадет необходимоть заменять цвета в 200 объектах Вашего проекта, у которых есть градиенты. Не сливайте слои, если вы делаете дизайн в фотошопе или другом растровом редакторе. Это - хороший совет для любого проекта независимо от того, включает ли он градиенты или нет - значительно легче делить цвета градиента, когда они не были объединены вместе.

 

Не пытайтесь использовать градиент в мелких элементах!

Помните точки полутона с первой картинки? Так вот если их концентрация мала, то не получится эффекта полутона, а уменьшение точки приведет к заплыванию градиента и эффект будет потерян все равно .