Комуфляж в Германии середины века - Dazzle

Тобиас Ребергер Пространство бара, созданного известным современным немецким художником Тобиасом Ребергером (Tobias Rеhberger) в центральном павильоне 53-й Венецианской биеннале (7 июня — 22 ноябра 2009 года), дезориентирует, сбивает с толку и завораживает. Основные мотивы декоративного оформления кафетерия повторяют рисунок камуфляжа кораблей периода Первой мировой войны, известного под названием Dazzle или Razzle Dazzle (в переводе с английского «ослепляющий»).


Наиболее результативно проявился завораживающий эффект на решении жюри главной международной выставки современного искусства: за эту работу под названием «Was du liebst, bringt dich auch zum Weinen» («То, что ты любишь, заставляет тебя также и плакать»), реализованную в сотрудничестве с финской мебельной фабрикой Artek, 43-летний Тобиас Ребергер получил Золотого льва как лучший художник 2009 года.

Как известно, цель такой маскировочной окраски состояла вовсе не в том, чтобы сделать объект неприметным для сторонних наблюдателей. «Dazzle painting», в разработку которой внесли вклад художники Норман Вилкинсон (Norman Wilkinson) и Эббот Тейер (Abbott Thayer), должна была искажать форму судна, затруднять распознавание, препятствовать определению его положения и скорости, а значит — снижать точность прицеливания врага. Новая схема маскировки была основана на модных направлениях изобразительного искусства начала прошлого века, прежде всего — кубизме.

Изломы чёрно-белых линий «закамуфлированного» интерьера, перемежевываясь с флюоресцентными цветами, вкраплениями зеркальных поверхностей, покрывающими пол разнообразными психоделическими рисунками и абстрактными очертаниями угловатой мебели буквально выбивают почву из-под ног посетителей, приводя в смятение их чувства и ощущения. (с)